Все курсы - здесь Вы найдете наиболее полный каталог самых востребованных курсов, тренингов и семинаров. Учебные курсы повышения квалификации, дополнительное образование и обучение, дистанционное обучение, видео курсы, заочное обучение - все это обеспечит повышение Вашей квалификации и образования.
Добро пожаловать! На нашем сайте Вы найдете наиболее полный каталог самых востребованных курсов, тренингов и семинаров.
+7 (926) 535-50-61
+7 (495) 507-10-76
Бесплатная консультация
sveta_restko
Первая цифра в скобках - количество курсов обучения с четко определенной датой проведения. Вторая цифра в скобках - количество всех потенциально доступных курсов обучения. Расписание данных курсов может быть определенно позже, или существует возможность их проведения по индивидуальному запросу.
Новости образования

Новости образования

Здесь представлены наиболее актуальные новости бизнес – образования. Законы, события, мероприятия, новые направления и технологии в образовательном процессе. Интересные новые курсы, семинары, тренинги в России и Зарубежом.

Поиск новостей
Ключевое слово:
Источник:
Город:
Зачетка от директора
Дата29.06.10
Город
Учебные заведения области развиваются по инерции либо под влиянием моды. В итоге рынок труда "перекошен": нужных специалистов не выпускают, невостребованные множатся. Решить проблему административными методами не удается.

Чему-нибудь и как-нибудь

Анализ ситуации, проведенный под эгидой Воронежского госуниверситета, показал: профобразование в регионе обособлено от рынка труда и стабильно обеспечивает работой службу занятости.

Потребности местных предприятий и организаций на ближайшие годы выглядят так: прежде всего - рабочие, затем специалисты с высшим (как правило, инженерным) и средним специальным образованием. Наиболее острый кадровый голод испытывает АПК и обрабатывающие производства. Что же предлагает им образовательная сеть? На каждую вакансию специалиста с высшим образованием выдает по 4-5 кандидатов, на место работника со средним специальным - двоих. А вот в системе начального профобразования готовят по одному выпускнику на две вакансии, да еще со специальностью не всегда угадывают. Нужны, например, токари, слесари и фрезеровщики. Токарей готовит лишь одно училище в Воронеже (набор - 40 человек) и три в области. Со слесарями-сборщиками картина та же, а фрезеровщиков несколько лет не выпускают вообще. Предприятия вынуждены сами обучать кадры, что невыгодно: набравшись опыта, рабочие нередко переходят на другой завод.

Аналитики отмечают и другие парадоксы: профлицей в Аннинском районе обучает 80 будущих секретарей - и ни одного дояра, каменщика или электрогазосварщика, которых ищут местные предприятия. В ряде районов - в том числе отдаленных - училищ нет вообще, а на трактористов и электриков буквально охотятся. Нет на селе учителей и терапевтов, анестезиологов и рентгенологов.

В то же время токари, слесари и инженеры порой "стоят на бирже" - хотя подходящие вакансии вроде бы есть. Как пояснили в службе занятости, проблема в том, что квалификация выпускников профучилищ не соответствует запросам работодателей. Виновата, во-первых, устаревшая техническая база: она обновлялась, пока ПТУ числились за предприятиями (заинтересованными в "качественных" кадрах), а теперь колледжи финансирует облбюджет… Во-вторых, выпускники теряют навыки за время службы в армии. В-третьих, на должности, которые раньше требовали начального профобразования, теперь берут со средним специальным или высшим.

Уровень подготовки в вузах тоже оставляет желать лучшего, вдобавок многие студенты не представляют, кто и на каких условиях примет их в штат, какие компетенции понадобятся.

На вакансию экономиста в области претендует 35 безработных, бухгалтера - 26. А на одного безработного врача 10 свободных мест

- Искаженные представления о рынке труда формируются и из-за просчетов в профориентации. По данным нашего мониторинга, к окончанию 11 класса примерно треть учащихся не знает, какую профессию выбрать, а 40-50 процентов определившихся смутно представляют будущую работу по специальности, - отметила начальник отдела программ занятости и рынка труда областного управления занятости населения Елена Маслова. - Однажды на "горячую линию" службы занятости позвонила девушка: "Почему меня никто не предупредил, что после окончания педуниверситета я должна буду работать учителем?!" Спрашиваю, кем она намеревалась стать в этом вузе, слышу недоуменное: "Уж не учителем, конечно". В вуз нередко идут "за компанию", по совету родителей, а то и потому, что там конкурс не очень высокий или учебный корпус недалеко от дома. Вот почему на одну вакансию экономиста в области претендует 35 безработных, бухгалтера - 26, оператора ЭВМ - 16… А на одного безработного врача - 10 свободных мест.

Каждый второй выпускник воронежского вуза не собирается работать по специальности. Некоторые потом переучиваются, большинство устраивается кем попало. Иногда и вакансии есть, но занять их, по словам Масловой, мешают завышенные ожидания. Собственные (хочется занимать пост повыше, "напрягаться" поменьше и получать побольше) или потенциального нанимателя (опыт работы от трех лет, отличный диплом).

Количество молодых безработных растет год от года: в 2006-м было зарегистрировано около 25 тысяч, в 2009-м - более 42 тысяч. Половина - с высшим образованием.

Вузовский калейдоскоп

Прежде о комплексной перестройке образовательной системы в регионе речи не шло: внимание было приковано к высшей школе.

Сначала обсуждали перспективы создания в Воронеже федерального или национального исследовательского университета. ВГУ подавал заявку на участие в обоих конкурсах (делая ставку на развитие нанотехнологий, ИКТ и радиоэлектроники), но поддержки не получил.

Потом переключились на судьбу педвуза.

- Федеральный тренд - присоединение таких вузов к классическим университетам - логичен, - считает проректор ВГУ по экономическому развитию и инновациям Дмитрий Ендовицкий. - Факультеты нашего вуза и педа во многом дублируют друг друга, выпускники обоих университетов могут работать в школе. Конечно, ВГПУ не хочется терять независимость, полномочия, влияние, контроль за финансами… Но и нам объединение не очень-то выгодно. В ВГУ огромное даже по столичным меркам количество докторских диссертационных советов - 25 (а это признанные научные школы), в педуниверситете - ни одного. У нас порядка 300 докторов наук, около 900 кандидатов - в случае слияния удельные показатели снизятся и мы заметно "просядем" в рейтингах.

Ректор ВГПУ Александр Потапов предложил сохранить самостоятельность вуза, создав на его базе ресурсный центр подготовки педагогических кадров. Идею поддержал ряд руководителей органов и учреждений образования - можно будет наладить сопровождение молодых учителей и научно-методических разработок в школах, готовить управленцев нового уровня (директоров, завучей) и крайне необходимых дефектологов…

- Мы вечно обсуждаем формальные преобразования - то минобраз меняет название и структуру, то вузы открывает и закрывает. А главный вопрос - чему учить, как учить - остается без внимания! - подчеркнул президент Воронежского педуниверситета Вячеслав Подколзин. - Какая у выпускников должна быть мотивация к работе (соответственно, и к учебе)?.. А у нас только и разговоров - пусть педучилища готовят бакалавров (смешно, не тот уровень), пусть педуниверситет станет частью классического (как будто от этого изменится отношение абитуриентов к профессии учителя). Если цель - сэкономить на педвузах, прикройте их, чего тянуть… Лет 20 сотрудники вуза живут как приговоренные. Если есть обоснованное решение - надо его воплотить. А пока одни проекты.

Споры вокруг местных вузов так или иначе заканчиваются апелляцией к руководству региона - какую позицию оно займет?

- Высшая школа находится в ведении федеральных властей, - напомнил глава департамента образования, науки и молодежной политики области Олег Мосолов. - Понятно, что качество педагогического образования - одна из ключевых проблем и оставлять все как есть нельзя. Но одно дело, когда вуз появился три года назад, а другое - когда у него многолетние традиции… С инициативой структурного преобразования воронежских вузов к нам никто не обращался. Будут конкретные предложения - рассмотрим.

Подача снизу

О будущем воронежского образования сказано в стратегии развития региона и его столицы до 2020 года. Авторы советуют сделать ставку на обучение высококвалифицированных кадров для инновационной экономики, в том числе на экспорт - в другие регионы и за рубеж. Для чего развивать программы допобразования, создавать муниципальный учебный центр переподготовки для взрослых, квотировать рабочие места в муниципальном секторе для молодежи. И, что самое важное, наладить партнерство органов власти, учебных заведений и работодателей. Ибо учреждения образования плохо понимают, какая квалификация нужна выпускникам.

- Возьмите тех же токарей и фрезеровщиков: потенциальные работодатели должны заявлять, какие специалисты и в каком количестве им нужны. Наши училища и колледжи готовы выполнять конкретный заказ, - сообщил Олег Мосолов. - Мы уменьшим набор по непрофильным для колледжей специальностям (бухгалтеры, операторы ЭВМ, повара…). Но нужны и заявки от предприятий, договорные отношения - от выплаты стипендии и прохождения практики до приема выпускника на работу.

Аналогичное мнение высказал проректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий: бизнес должен участвовать в формировании и образовательных стандартов, и заказа на специалистов. Так, связи с университетом уже выстроил региональный Совет промышленников и предпринимателей: поощряет талантливых студентов, заказывает исследования. Авиазавод поддерживает профучилище и целевой набор в техуниверситете, привлекает ученых к решению насущных задач. Предприятие оборудовало инновационно-технологический центр, где идет обучение студентов и переподготовка сотрудников. Эксперты предлагают открыть при вузах представительства ссузов, чтобы студенты могли овладеть смежной рабочей профессией и пересмотреть содержание учебных и производственных практик: многие ребята не воспринимают их всерьез и при этом считают практические знания, полученные в вузе, недостаточными.

Модернизация, безусловно, требует больших вложений. Профучилища, правда, в последние годы получали современную технику в рамках нацпроекта. Но, как установила тогда КСП области, эффект был невелик. В департаменте образования подтвердили: недоработки есть, ресурсами базовых училищ пользуются только их учащиеся. Какие-то ошибки уже исправлены. В целом же чиновники надеются, что создание ресурсных центров будет финансироваться из бюджетов всех уровней и при участии работодателей.

Вот только большинство работодателей в связи с финансовыми трудностями не в состоянии обеспечить такой прогрессивный подход к кадровому вопросу.

Прямая речь

Олег Мосолов, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:

- В последние годы в стране уделяли серьезное внимание системе общего образования, на нее "работал" нацпроект. О профобразовании заговорили года два назад, когда и до него докатился демографический спад. Региону нужна новая межведомственная программа развития профобразования (срок действия предыдущей истекает). Мы уже проконсультировались с трехсторонней комиссией по урегулированию социальных отношений, с работодателями - к концу года, надеюсь, получим взвешенный и реальный план.

Геннадий Шаталов, президент регионального объединения пиар-агентств:

- Думаю, вузам стоит сделать акцент на обучении управленцев, разбирающихся в инновационной экономике. Создать бизнес-школу мирового уровня, пригласить лекторов из крупных научных центров. Пусть люди со всего ЦФО здесь учатся, оставляют деньги, распространяют хорошую славу о Воронеже, используют связи с территорией. И еще нужно развивать так называемые сайентифик рилейшнз - пиар в области науки. Ученые не знают, как попасть в информационное пространство, чтобы продвинуть разработку.

Источник: Портал «Человеческие Ресурсы»

Все новости

Новости образования

Здесь представлены наиболее актуальные новости бизнес – образования. Законы, события, мероприятия, новые направления и технологии в образовательном процессе. Интересные новые курсы, семинары, тренинги в России и Зарубежом.
Ближайшие курсы
Опрос
Курсы в каких областях для Вас наиболее актуальны ?
Все права защищены, "Akademkurs.ru", © 2008—2024.
При полном или частичном использовании материала
ссылка на сайт Akademkurs.ru обязательна.
Информационный портал.
Образование. Курсы, Семинары, Тренинги. Обучение.
Тел: +7 (926) 535-5061, +7 (495)507-1076