Все курсы - здесь Вы найдете наиболее полный каталог самых востребованных курсов, тренингов и семинаров. Учебные курсы повышения квалификации, дополнительное образование и обучение, дистанционное обучение, видео курсы, заочное обучение - все это обеспечит повышение Вашей квалификации и образования.
Добро пожаловать! На нашем сайте Вы найдете наиболее полный каталог самых востребованных курсов, тренингов и семинаров.
+7 (926) 535-50-61
+7 (495) 507-10-76
Бесплатная консультация
sveta_restko
Первая цифра в скобках - количество курсов обучения с четко определенной датой проведения. Вторая цифра в скобках - количество всех потенциально доступных курсов обучения. Расписание данных курсов может быть определенно позже, или существует возможность их проведения по индивидуальному запросу.
Новости образования

Новости образования

Здесь представлены наиболее актуальные новости бизнес – образования. Законы, события, мероприятия, новые направления и технологии в образовательном процессе. Интересные новые курсы, семинары, тренинги в России и Зарубежом.

Поиск новостей
Ключевое слово:
Источник:
Город:
Проектирование интегрированной в бизнес модели обучения руководителей
Дата06.02.16
ГородРоссия
Подготовка (или обучение) руководителей – важный социальный фактор как на микроуровне (благосостояние конкретных предприятий, их владельцев, сотрудников, партнеров и прочих стейкхолдеров), так и на макроуровне экономики страны. Недовольство работодателей и высших государственных чиновников качеством подготовки персонала в целом и руководителей в частности очевидно. Среди недостатков можно отметить оторванность от жизни, теоретическую направленность, реактивность, чрезмерную зарегулированность со стороны профильного министерства, отсутствие коротких и быстрых обратных связей от работодателей по качеству обученных специалистов, слабую подготовку большой доли преподавателей[7]. При этом в организации обучения руководителей и сотрудников административно-управленческих аппаратов (АУП) существует ряд противоречий:
● между потребностями предприятия в квалифицированных руководителях и АУП здесь и сейчас и необходимостью постоянного формирования новых знаний, навыков и убеждений в быстроизменяющейся окружающей среде;

● между необходимостью точного определения требуемых для решения конкретных управленческих задач навыков и знаний и неготовностью руководителей и сотрудников кадровых служб, обучающих организаций к определению этих потребностей;

● между потребностями предприятия в развитии кадров через практико-ориентированное обучение и неготовностью системы обучения его предоставить;

● между традиционными методиками обучения и поиском эффективных технологий академического и внутрикорпоративного обучения.

Теория и методология формирования системы бизнес-образования рассматриваются в трудах О.Виханского, А.Кожахметова, В.Мау, П.Сенге, С.Филоновича и других авторов2; 4; 5; 10; 12]. Особенностями академического образования руководителей на постсоветском пространстве занимались такие исследователи, как А.Аганбегян, Л.Евенко, В.Мау и другие[11; 3; 6]. Однако в доступной литературе не удалось обнаружить исследований по интеграции отдельных элементов обучения руководителей и будущих руководителей, что позволяет считать наше исследование актуальным. На наш взгляд, интегрированная в бизнес модель обучения руководителей позволит значительно повысить уровень подготовки управленческого персонала. Целью нашего исследования стало проектирование такой модели и оценка эффективности отдельных ее элементов.

Для уточнения элементов проектируемой интегрированной модели обучения руководителей и анализа эффективности некоторых из них кроме теоретикометодического был проведен ряд практических исследований. Первое полевое исследование было направлено на оценку реального состояния бизнес-образования в Республике Казахстан. Вопрос, на который респондентам предстояло ответить в рамках первого исследования, звучал так: «Насколько в действительности соответствуют действующая модель академического образования будущих руководителей и компетенции выпускников потребностям работодателей?». В исследовании приняли участие 828 руководителей, преподавателей и студентов управленческих специальностей. Второе исследование было направлено на оценку факторов, влияющих на эффективность краткосрочного обучения руководителей и АУП, эффективность внедрения результатов обучения. В исследовании приняли участие 652 руководителя и сотрудника АУП. Третье исследование, в котором приняли участие 152 руководителя и сотрудника АУП и девять бизнес тренеров, было проведено с целью оценки подходов к формированию содержания и выбору методов обучения при краткосрочном обучении руководителей и АУП.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Вузы сталкиваются с низкой мотивацией к обучению у студентов управленческих специальностей.

2. Работодатели не удовлетворены качеством компетенций выпускников вузов.

3. Представления студентов и преподавателей вузов о потребностях работодателей не соответствуют действительности. Обратная связь в системе обучения руководителей от разных этапов карьеры (обучение, работа) или ослаблена, или нерационально затянута.

4. При организации краткосрочного обучения руководителей и АУП эффективными выглядят корпоративные группы для линейных руководителей и персонала, а также сочетание открытых и корпоративных групп для высшего менеджмента.

5. Послетренинговое сопровождение при краткосрочном обучении заметно повышает его эффективность.

6. Участники краткосрочного обучения отдают предпочтение занятиям, ориентированным на формирование навыков и умений, адаптированных к прямым служебным обязанностям, высокой интенсивности с активностью обучающихся и отсутствием авторитаризма преподавателей.

Успешные бизнес-тренеры следуют этим потребностям аудиторий и фактически используют андрагорические подходы к обучению. Таким образом, мы пришли к выводу, что для обеспечения эффективности интегрированная в бизнес модель обучения руководителей должна содержать:

для академического блока обучения:

● институализированные механизмы получения данных о потребностях работодателей вузами, преподавателями и студентами;

● профориентационную работу в школах и колледжах и дополнительные к ЕНТ или ЕГ испытания для абитуриентов, поступающих на управленческие специальности;

● переход от педагогических методов обучения на первых курсах к андрагогическим – на последних, включающим отношения преподавателя к студенту как к партнеру и соавтору образовательного процесса;

● большую, чем в настоящее время, академическую свободу через возможности для вуза и студента самим формировать учебную программу в части содержания и траектории обучения;

● практикоориентированность учебных программ с акцентом на навыки и умения для бакалавриата, широкие управленческие знания для МВА и DBA.

для краткосрочных программ обучения:

● андрагогические подходы к обучению, включающие практикоориентированность с акцентом на навыки и умения;

● диагностику потребностей в обучении;

● послетренинговое сопровождение;

● преимущественное обучение в корпоративных группах для сотрудников аппаратов управления, руководителей линейного и среднего уровней; обучение как в корпоративных, так и в открытых группах для руководителей высшего уровня.

для преподавателей, обучающих руководителей и будущих руководителей, организаторов обучения:

● получение преподавателями информации о реальных потребностях работодателей и постоянное обучение преподавателей современным содержанию дисциплин и методам обучения, включая андрагогику;

● как следствие – наличие школ и курсов для всех групп участников процесса организации и проведения обучения.

Итак, проведенные теоретико-методические и полевые исследования позволили спроектировать интегрированную в бизнес модель обучения руководителей. Для графического представления модели был использован язык описания бизнес-процессов IDEF0 (рис. 1). На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что модель отражает следующее:

1. Предназначение выпускников бакалавриата – поддерживать имеющиеся в организациях бизнес-процессы. Предназначение выпускников профильной магистратуры (в меньшей степени) и МВА (в большей степени) – проводить необходимые изменения процессов, докторов – разрабатывать новые процессы в организациях или для организаций.

2. Для бакалавриата важнее формирование навыков, чем знаний (уровень применения – неосознанная компетентность, знания и навыки узкие и не глубокие). Для магистратуры и МВА в разной степени важны и навыки, и знания (знания – уровень воспроизведения, осознанная компетентность, знания умеренно широкие и глубокие; навыки коммуникационные, проведение изменений), для докторантуры важно формирование широкого управленческого кругозора (осознанная компетентность или некомпетентность, знания широкие, навыки выработки решений). При этом диапазон компетенций должен быть разный по ширине и глубине в зависимости от академического уровня обучения.

3. Необходимо обучать различные группы, участвующие в процессе организации и обучения руководителей и АУП. При этом знания и навыки преподавателей должны быть шире и глубже компетенций, которые необходимо сформировать у обучающихся. Эти компетенции должны быть реактивными или проактивными в зависимости от академического уровня обучающихся и потребностей обучающихся или бизнеса.

4. Преподаватели бизнес-образования начиная с определенного этапа должны использовать андрагогические подходы к организации и проведению обучения.

5. Учитывая короткий период полураспада управленческих знаний и навыков, обучение как руководителей, так и преподавателей должно быть непрерывным.

В данной модели мы предлагаем разделить обратную связь образовательного процесса, обучающих организаций или бизнеса на три вида. Первый вид обратной связи мы называем пассивной обратной связью. Она осуществляется путем подачи стандартных отчетов в профильное министерство или путем получения случайной информации. Такие обратные связи уже существуют в системе образования. Второй вид – это активная обратная связь, активно запрашиваемая предыдущим этапом обучения у последующего или у работодателя, которая должна оценивать качества выпускников при поступлении на учебу или работу и качество их работы после трудоустройства. Она может осуществляться через целенаправленные исследования. Третий вид обратной связи – проактивная, или диагностика, которая уже существует для краткосрочных программ обучения руководителей и АУП. Учитывая короткое время полураспада управленческих навыков и знаний, особенностью этой связи является то, что информация о содержании и методах обучения запрашивается до начала или в процессе обучения. Получать информацию можно через исследования тенденций во внедряемых в экономике страны методах и подходах к управлению в целом и через диагностику состояния управления в отдельных предприятиях в частности.

В процессе проектирования была проведена декомпозиция второго уровня предлагаемой модели. По окончании декомпозиции и на основании ее результатов были сделаны следующие выводы: 1. Моделирование с помощью формального языка позволяет учесть все необходимые элементы моделируемой системы обучения руководителей и будущих руководителей, уточнить некоторые элементы или добавить в модель не существующие в практике ранее. Язык IDEF0 может применяться для моделирования образовательных систем.

2. Представленная модель учитывает все выявленные в процессе теоретико-методических и практических исследований:
● особенности обучения руководителей, потребности работодателей;
● особенности обучения взрослого человека;
● уровни обучения;
● этапы подготовки, проведения, завершения отдельных учебных программ;
● подходы к выбору методов обучения;
● необходимые связи между уровнями и этапами;
● начальный уровень подготовки обучающихся;
● обучение преподавателей и других субъектов обучения;
● выявленные недостатки, имеющиеся в реальной практике;
● факторы, обеспечивающие эффективность обучения;
3. Предлагаемая модель обучения позволяет:
● обучающим организациям и учреждениям:
- эффективнее организовывать собственную работу, в том числе обучение руководителей и будущих руководителей, формировать содержание обучения руководителей и будущих руководителей;
- организовать обучение субъектов процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей;
● обучающимся активно влиять на процесс и содержание обучения в соответствии с личными мотивами и потребностями;
● предприятиям и организациями:
- влиять на организацию и содержание обучения АУП во внешних обучающих организациях в соответствии с собственными потребностями;
- эффективнее организовывать внутреннее обучение и внедрение его результатов.
4. Сложившаяся на практике система обучения руководителей может быть развита в эффективную интегрированную в бизнес систему непрерывного обучения руководителей.
5. Представленная модель позволяет определять государственные подходы к организации обучения руководителей и будущих руководителей, подходы к организации образовательных сетей и комплексов по обучению такой аудитории.
6. Предложенный метод моделирования системы обучения может быть использован (с определенной коррекцией) для проектирования непрерывного обучения специалистов других направлений и соответствующей организации работы колледжей, вузов, обучающих организаций.

Источник: Информационный портал УралбизнесОбразование

Все новости

Новости образования

Здесь представлены наиболее актуальные новости бизнес – образования. Законы, события, мероприятия, новые направления и технологии в образовательном процессе. Интересные новые курсы, семинары, тренинги в России и Зарубежом.
Ближайшие курсы
Опрос
Курсы в каких областях для Вас наиболее актуальны ?
Все права защищены, "Akademkurs.ru", © 2008—2024.
При полном или частичном использовании материала
ссылка на сайт Akademkurs.ru обязательна.
Информационный портал.
Образование. Курсы, Семинары, Тренинги. Обучение.
Тел: +7 (926) 535-5061, +7 (495)507-1076