Все курсы - здесь Вы найдете наиболее полный каталог самых востребованных курсов, тренингов и семинаров. Учебные курсы повышения квалификации, дополнительное образование и обучение, дистанционное обучение, видео курсы, заочное обучение - все это обеспечит повышение Вашей квалификации и образования.
Добро пожаловать! На нашем сайте Вы найдете наиболее полный каталог самых востребованных курсов, тренингов и семинаров.
+7 (926) 535-50-61
+7 (495) 507-10-76
Бесплатная консультация
sveta_restko
Первая цифра в скобках - количество курсов обучения с четко определенной датой проведения. Вторая цифра в скобках - количество всех потенциально доступных курсов обучения. Расписание данных курсов может быть определенно позже, или существует возможность их проведения по индивидуальному запросу.
Новости образования

Новости образования

Здесь представлены наиболее актуальные новости бизнес – образования. Законы, события, мероприятия, новые направления и технологии в образовательном процессе. Интересные новые курсы, семинары, тренинги в России и Зарубежом.

Поиск новостей
Ключевое слово:
Источник:
Город:
Бизнес-образование: переоценка ценностей
Дата14.09.10
Город
Профессор Гарвардской школы бизнеса Ракеш Курана еще несколько лет назад попал в «топ» выдающихся мировых бизнес-мыслителей: он проанализировал сильные и слабые стороны предпринимателей с сильной лидерской харизмой. Недостатков у харизматиков оказалось больше, чем достоинств, и Курана на примере американских компаний показал, как «звезды» способны испепелить бизнес, тогда как технократы в худшем случае заводят его во временный тупик.

Теперь Курана взялся за бизнес-образование. В своей второй книге он предрекает трансформацию бизнес-школ, ждет от них социальной ответственности и даже призывает профессиональное сообщество утвердить общую бизнес-присягу для дипломантов MBA. В интервью Курана рассказал, каким он видит будущее бизнес-образования, и почему катастрофа BP в Мексиканском заливе — отличный повод пересмотреть учебные программы.

— В последнее время вы стали активным критиком бизнес-образования, но сами преподаете в бизнес-школе. Наверное, вам задавали этот вопрос тысячу раз, но все же: как уживается критика этой системы и одновременное участие в ней?

— Мне этот вопрос действительно задают часто, но реже, чем еще год—два назад. Не могу точно сказать, как внутри преподавательской корпорации воспринимают современную систему бизнес-образования в России. Но точно знаю, что в США факт кризиса бизнес-образования уже никем не оспаривается — не только сторонними наблюдателями, но и представителями самих бизнес-школ. Мы понимаем, что работаем в кризисной системе, так же, как это понимают, например, многие банкиры. Они при этом не перестают быть банкирами, а пытаются трансформировать финансовый рынок. Кто же еще это будет делать, если не мы сами?

— Банкиры уже пошли на какие-то шаги: например, пытаются ограничивать безмерные бонусы. Ваши идеи — куда более радикальные. Какие-то подвижки уже происходят? Или профессиональное сообщество пока лишь пытается сформулировать стоящие перед ним задачи?

— Сейчас происходит важнейший этап — переоценка ценностей. Осмысление кризиса нашей отрасли я бы разделил на несколько этапов. Первый начался еще в середине уходящего десятилетия. Эксперты внутри и вне корпорации начали фиксировать кризисные явления: бизнес-школы стали буксовать, не на все вопросы находились ответы, бизнес все чаще стал критически высказываться о роли профильного образования, работодатели аккуратно, но планомерно находили поводы для выпадов в адрес школ. На это обращали мало внимания, ведь дискуссия вокруг бизнес-образования шла всегда.

Второй этап был спровоцирован глобальным кризисом. Это было истерическое осмысление. Лучшие выпускники лучших бизнес-школ, занимая высокие посты, как выяснилось, легко совершали непоправимые управленческие ошибки. Более того, кризис вовсю бушевал, а школы, которые учат своих студентов гибкости, оказались инертны. Мой любимый пример: подробный системный анализ прошедшего ипотечного кризиса так и не появился в матрице учебных планов бизнес-школ. Я говорю не о книгах, а именно об учебных программах. Любая теория без подробного академического анализа этого кризиса уже не работает.

В истерике была своя польза: она подняла дискуссию на тот уровень, когда от нее уже невозможно было отмахнуться. Дело дошло до того, что в ней стали участвовать студенты. Мы в Гарварде даже организовали специальный семинар, где преподаватели и студенты совместно обсуждали, правильно ли они учат и учатся. И сейчас — третий, надеюсь, последний этап. Истерика ушла, осталось систематизировать весь объем информации и начинать постепенные локальные модернизации на уровне конкретных школ.

— Как вы видите эту эволюцию? Что и когда может измениться?

— Я не буду говорить о конкретном плане реформ. Думаю, мы увидим большие эксперименты в разных мировых школах, которые задают общие стандарты рынку. Могу описать то, что у всех на устах, показать приоритеты, которыми сейчас живет профессиональное сообщество. Одна из магистральных линий — гармонизация актуальных и универсальных курсов. Сейчас явный перекос в пользу последних. Вся машина производства учебных программ нацелена именно на них, что не позволяет относительно быстро создавать актуальные курсы. Мы же должны преподавать в режиме «здесь и сейчас».

Например, разлив нефти в Мексиканском заливе. Мы сейчас, отталкиваясь от этого события, формируем два курса. Один посвящен поиску правильного баланса между социальной ответственностью и оперативным менеджментом в условиях чрезвычайной ситуации. Второй — управлению компанией в условиях форс-мажора. И это курсы не про BP. Это могло произойти с любой другой компанией. Ведь в ходе случившегося мы наблюдаем откровенные управленческие провалы, свойственные менеджерам во всех странах.

— Но о реальных деталях происходящего сейчас знает только сам менеджмент той же BP. Как анализировать управленческие решения, когда ситуация еще в стадии развития?

— Не будем наивными. Когда мы создаем кейс о формировании управленческой структуры Microsoft в 80-х годах, мы тоже не знаем всех реальных деталей, хотя источников информации у нас больше. Задача в другом. У нас перед глазами глобальное событие, связанное с очевидными управленческими вызовами, которые не вписываются с стандартный набор образовательных программ. Наша задача — систематизировать все публичные и возможные непубличные решения, которые принимает менеджмент компании в сложившихся обстоятельствах. Это уникальная база практических данных. И на ее основе нужно построить основные схемы принятия решений. И делать это надо сейчас, иначе школа будет оторвана от реальной жизни.

Вторая линия — укрепление локализации. Это процесс, обратный тому, что шел десятилетиями до этого. Школы должны стать менее универсальными и менее интернациональными. Либо они должны предлагать большие региональные курсы для тех, кто хочет получать бизнес-образование не в своей стране — например, отдельные курсы для Юго-Восточной Азии, для Латинской Америки для Восточной Европы. Мы не можем и не должны учить бизнесу русского молодого человека или предпринимателя, не рассказывая ему о специфике государственного регулирования в России. Или учить бразильца, игнорируя особенности налогообложения средних компаний в его стране.

— Практика показывает, что локальные особенности люди (особенно те, кто получают EMBA) знают и сами очень неплохо, часто лучше самих преподавателей. А в бизнес-школы поступают, чтобы как раз научиться смотреть на бизнес шире, в контексте международного опыта.

— Широкий контекст не исключает локализации. Как и в случае с кейсами, речь идет о дисбалансе. Пока универсальность победила специфику. И это неправильно. По крайней мере, в Гарварде и преподаватели, и студенты в ходе дискуссий заостряли именно эту проблему. Кризис показал, что универсальность во многих случаях не работает. Бизнес-школы не должны это игнорировать.

— В России, например, помимо особенностей государственного регулирования, о которых вы упоминаете, есть проблема коррупции. Как хорошая бизнес-школа может учитывать эту проблему в своих локализованных курсах?

— Проблема коррупции — общая. Но у нее есть локальные особенности. Я понимаю ваш вопрос: бизнес-школа не может добросовестно описать коррупционные практики на уровне инструкций. Но школа должна показать механизмы коррупции и пути обхода коррупционных схем, в крайнем случае — их минимизации. Это гигантское поле для работы, это тысячи кейсов. При этом важнейшая функция бизнес-школы — доказывать ущербность коррупционного пути. И это еще одна линия эволюции — школы должны воспитывать.

Это звучит странно, но идея социальной ответственности оказалось сугубо практической. Это не только нравственный вопрос, но и вопрос выживания. Например, есть гарвардские исследования, основанные на многоуровневых анонимных опросах. Они показывают, как соблюдение даже самых бессмысленных формальных норм и правил тормозит оперативные процессы, но помогает избежать управленческих тупиков в будущем. Пример BP — уже хрестоматийный, но от него никуда не уйти. Расследования уже показывают, какие нормы они нарушали с целью максимизации прибыли.

— Судя по вашим словам, преподаватели должны, с одной стороны, уметь погружаться в локальные нюансы, а с другой — быть проповедниками нравственности и законности?

— Это — попытка расширить границы: с одной стороны, научить точности, с другой — мере ответственности. Я не случайно постоянно сравниваю менеджмент с медициной. От решений управленца зависят судьбы множества людей. Мы знаем, что есть диплом MD, подтверждающий высшую квалификацию в медицине. При этом на врача учатся 6 лет. Программы бизнес-образования, наоборот, сокращаются и это очень странно. Я считаю, что сроки обучения на программах MBA для молодых людей должны увеличиваться — это еще одна линия эволюции. Не говоря уж о том, что менеджерам с MBA точно не помешает своя клятва Гиппократа. Это формальный, но, как показывает практика жизни медицинского сообщества, действующий механизм самоограничений.

Источник: Деловые новости и блоги

Все новости

Новости образования

Здесь представлены наиболее актуальные новости бизнес – образования. Законы, события, мероприятия, новые направления и технологии в образовательном процессе. Интересные новые курсы, семинары, тренинги в России и Зарубежом.
Ближайшие курсы
Опрос
Курсы в каких областях для Вас наиболее актуальны ?
Все права защищены, "Akademkurs.ru", © 2008—2024.
При полном или частичном использовании материала
ссылка на сайт Akademkurs.ru обязательна.
Информационный портал.
Образование. Курсы, Семинары, Тренинги. Обучение.
Тел: +7 (926) 535-5061, +7 (495)507-1076