Все курсы - здесь Вы найдете наиболее полный каталог самых востребованных курсов, тренингов и семинаров. Учебные курсы повышения квалификации, дополнительное образование и обучение, дистанционное обучение, видео курсы, заочное обучение - все это обеспечит повышение Вашей квалификации и образования.
Добро пожаловать! На нашем сайте Вы найдете наиболее полный каталог самых востребованных курсов, тренингов и семинаров.
+7 (926) 535-50-61
+7 (495) 507-10-76
Бесплатная консультация
sveta_restko
Первая цифра в скобках - количество курсов обучения с четко определенной датой проведения. Вторая цифра в скобках - количество всех потенциально доступных курсов обучения. Расписание данных курсов может быть определенно позже, или существует возможность их проведения по индивидуальному запросу.
Новости образования

Новости образования

Здесь представлены наиболее актуальные новости бизнес – образования. Законы, события, мероприятия, новые направления и технологии в образовательном процессе. Интересные новые курсы, семинары, тренинги в России и Зарубежом.

Поиск новостей
Ключевое слово:
Источник:
Город:
Учить быть менеджером
Дата29.04.14
ГородРоссия
В угоду требованиям менеджеризации университетского образования во многих вузах ликвидируются кафедры отраслевых экономик и управления. Это приведет к резкому снижению уровня компетентности управленческих кадров.

Страна нуждается в тотальной технологической модернизации, которая невозможна без высококвалифицированных кадров, в первую очередь инженеров и менеджеров. Их подготовка осложняется недостатками управленческого образования. Эксперты (мы опираемся на результаты исследования, в ходе которого было опрошено 200 человек – профессоров российcких университетов, топ-менеджеров и менеджеров среднего звена) указывают на слабое освещение, а часто и игнорирование научно-технических перспектив отрасли, их влияния на рынки продукции и технологий при принятии управленческих решений. Есть и другие причины: недостаточная направленность учебного процесса на развитие у будущих менеджеров гибкого инновационного мышления, инновационного предпринимательства, инновационного лидерства; непонимание взаимосвязей инженерных технологий с экономическими результатами и конкурентоспособностью бизнеса; невладение навыками работы в глобальной среде и международных проектах.

В научно-образовательном сообществе существуют разные мнения относительно университетского обучения в бакалавриате. Одни эксперты считают, что направление обучения должно быть широким, без привязки к профессиональному стандарту деятельности в конкретной отрасли промышленности или секторе экономики (так называемый общий или академический бакалавриат). Другие, наоборот, полагают, что бакалавр будет востребован на рынке труда только, если он знаком с реальным производством, отраслевыми рынками продукции, перспективными технологиями, их экономическим потенциалом (практико-ориентированный или прикладной бакалавриат). Какая точка зрения нам кажется более актуальной?

Увяжите в единую систему

Для ответа на этот вопрос целесообразно условно выделить три группы отраслей. Первая – с простыми производственными технологиями, которые молодой специалист, приступив к работе, может освоить за несколько месяцев. Это, например, сфера бытовых услуг, гостиничный и ресторанный бизнес, торговля. Вторая – со сложными производственными технологиями, где менеджеру необходимы специальные знания, для усвоения которых требуется время (как правило, не менее двух-трех лет). К примеру, машиностроение, металлургия, строительство. Третья – с суперсложными и потенциально опасными для глобальной экосистемы технологиями. К этой группе относятся электроэнергетика, атомная промышленность, нефтегазохимические производства, ракетно-космический комплекс.

Если для работы в первой группе отраслей менеджеру более чем достаточно компетенций, которые он может получить в рамках академического бакалавриата, то в отраслях, относящихся к третьей группе, менеджер сможет успешно работать, освоив не только отраслевые технико-технологические знания, но и сложнейшие междисциплинарные связи техники, экономики, экологии, человеческого фактора. Это означает, что при обучении менеджеров необходимо использование базовых понятий инженерно-технической деятельности. Такой подход должен буквально пронизывать все дисциплины специальности и увязывать их в единую систему. Изложить и понять материал практически всех дисциплин учебного плана невозможно без привлечения вопросов, касающихся именно технологии.

Например, в электроэнергетике междисциплинарный подход обусловлен технико-технологической уникальностью процесса электроснабжения, которая находит выражение прежде всего в таких специфических понятиях, как энергия и мощность; электроэнергетическая система; резервы генерирующих мощностей; режимы производства и потребления электроэнергии, диспетчерское управление; надежность электроснабжения. Эти понятия необходимы при решении ключевых задач управления практически во всех сферах деятельности менеджмента как в самой энергетике, так и в энергопотребляющих системах других отраслей и секторов экономики. Так, рынок электроэнергии и мощности функционирует по определенному заданному алгоритму с жесткой зависимостью от технологических особенностей энергетического производства и режимных ограничений. Производственная программа в этой отрасли определяется режимом работы генерирующих и сетевых мощностей, специализацией электростанций в графике нагрузки энергосистемы и распоряжениями органов оперативно-диспетчерского управления. При рассмотрении вопросов формирования затрат и цен необходимо учитывать факторы, влияющие на КПД энергоустановок и технологические режимы работы электростанций в энергосистемах. Надежность энергоснабжения имеет приоритет перед финансовой эффективностью, стандартизируется органами государственного управления электроэнергетикой и регулируется системным оператором при ведении текущих режимов.

Можно продолжить эти примеры, иллюстрирующие исключительное влияние технологии на бизнес-результаты и надежность энергоснабжения. В целом следует сделать однозначный вывод: в электроэнергетике во всех без исключения областях экономики и управления, как в зеркале, отражается определяющее влияние технологической специфики отрасли, безусловный приоритет обеспечения готовности к несению нагрузки и поддержания работоспособности оборудования.

Важно, что указанные вопросы в силу их сложности и значимости должны находить отражение непосредственно во всех профилирующих учебных дисциплинах и в течение всего процесса обучения студентов в бакалавриате. Использование какой-либо формы раздельного сочетания универсальной и специальной подготовки бессмысленно, так как при этом исключается возможность проследить ключевые технико-экономические зависимости, и студенты в итоге не получат системного профессионального знания. К тому же необходимо сформировать у будущих специалистов отраслей жизнеобеспечения социальную ответственность на уровне личностных установок, ценностей. По нашему опыту, у молодых людей, получающих профессию в такой отрасли, как энергетика, это можно сделать не менее чем за 4–5 лет. Именно поэтому уже с первого курса должны изучаться соответствующие дисциплины.

Эмпирические данные проведенного автором исследования акцентируют внимание на элементах управленческой деятельности в высокотехнологичных отраслях, приобретающих важное значение. Так, по мнению экспертов, необходимо уделять внимание вопросам инженерии, технологий, научно-технических перспектив отрасли до 20–22% общего объема учебной программы у бакалавров и магистров; готовности к инновационной деятельности – 12% у бакалавров и примерно столько же у магистров (то, чему в университетах учат слабо); обу­чению методом самообучения и саморазвития – 15% у бакалавров и 11% у магистров (этим компетенциям в университете вообще не учат). Причем эти данные относятся не только к энергетике, но и другим высокотехнологичным и наукоемким производствам. Именно новые технологии, многообразием и непрерывным обновлением которых отличается XXI век, меняют привычные парадигмы, инициируют прорыв в бизнесе, каскад изменений и, по существу, наполняют новым смыслом и интеллектуалоемкой насыщенностью традиционные функции, методы и инструменты менеджмента.

Оставьте отраслевые кафедры

В стране крайне мало специалистов, владеющих знаниями системных отраслевых взаимосвязей на стыке «технология – экономика – экология и безопасность – менеджмент». В небольшом количестве эти специалисты сосредоточены в бизнес-структурах в крупных промышленных центрах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Еще меньше их в университетах из-за невозможности платить достойную зарплату.

В этой связи необходимо коснуться чрезвычайно важной проблемы, которая из-за непродуманных решений уже приводит к негативным последствиям. При дефиците профессиональных кадров во многих университетах ликвидируются (или ставятся в условия, препятствующие нормальной работе и развитию) кафедры отраслевых экономик и менеджмента: машиностроения, энергетики, металлургии, нефтехимии и др. Делается это в угоду требованиям менеджеризации в университетском образовании, когда ради снижения затрат унифицируются учебные планы по составу дисциплин, укрупняются лекционные потоки, сокращается профессорско-преподавательский состав. Однако для экономики университета создание условий для нормальной работы отраслевых кафедр не приведет к существенным затратам: ведь таких кафедр, действительно являющихся центрами компетенций в своей отрасли, совсем немного.

В качестве аргументации выдвигаются положения о необходимости в бакалавриате широкой фундаментальной подготовки, опыте западных стран, возможности в будущем получения знаний и компетенций конкретных отраслевых производств в магистратуре. Да, действительно, в период динамичных перемен и неопределенности фундаментальные базовые знания необходимы. Но почему не в области и естественно-научных, и общеинженерных дисциплин? Статистика развитых стран свидетельствует, что только 20% выпускников бакалавриата продолжает обучение в магистратуре. Как быть с остальными? Кому из работодателей нужны такие менеджеры «широкого профиля»?

В условиях, когда российской промышленности предстоит радикальное технологическое обновление, резко снизится компетентность управленческих кадров. В некоторых отраслях она приобретет критический уровень. Уже сегодня в стране, даже в крупных городах, имеет место острейший дефицит менеджеров, знающих конкретные отрасли. Завтра этот дефицит приобретет катастрофический характер.

Инженерные институты, факультеты, кафедры лишаются квалифицированных преподавателей экономики и менеджмента, роль которых при развитии рыночных отношений не только возрастает, но и требует привязки к специфике отраслевого производства. Нынешние студенты перестают посещать занятия, многие из них с 3-го курса уже работают, их не интересуют теоретические рассуждения профессоров, они прагматично относятся к получению знаний, и ценят те, которые востребованы практикой.

Общий уровень экономической и управленческой наук снизится из-за еще большей оторванности от реального сектора экономики, «зацикливания» на надуманных квазинаучных проблемах, далеких от потребности актуальной практики бизнеса.

Топ-менеджеры предприятий понимают, что в результате искусственного «вымывания» отраслевых кафедр произойдет еще и утрата преемственности уникальных преподавательских кадров, сформированной десятилетиями профессиональной культуры, на восстановление которых потребуются многие годы.

Речь не идет о возрождении инженерно-экономического образования, существовавшего в 30–80-е годы прошлого века. Сегодня от менеджера требуются другие способности и компетенции: широкое видение и понимание рыночного контекста (глобальных трендов), организация инновационных процессов и командной работы, умение быстро обновлять свои знания, внедрять новые бизнес-модели. При этом, как никогда раньше, понимание системных междисциплинарных связей технологий с экономикой, финансами, инвестициями, качеством человеческого ресурса, экологическими требованиями становится условием успешной профессиональной деятельности и, следовательно, непременной составляющей подготовки менеджеров.

Необходимо осознать, что опыт управления становится все более неприменим для новых задач, а своевременное обнаружение перемен и опережающее реагирование на них – основным фактором, доминантой в конкурентоспособности бизнеса. Именно поэтому следует существенно усилить направленность обучения в бакалавриате и особенно в магистратуре на формирование компетенций действовать в условиях неопределенности, причем действовать на опережение. Эту задачу не решить в рамках традиционной образовательной парадигмы.

В новой модели управленческого образования существенно повышается роль методов обучения, развивающих гибкость мышления, формирующих компетенции работы с большими массивами противоречивой информации, концептуального проектирования, самообучения и работы в команде. Этому сегодня в большинстве университетов не учат, хотя востребованность бизнеса именно в таких компетенциях весьма актуальна. Здесь малоэффективна традиционная передача знаний в учебных курсах, а необходимы постоянные тренировки через обучение действием.

Разработкой соответствующей методологии совершенствования управленческого образования, опирающейся на авторские методы, методики и технологии, более 15 лет занимается коллектив НОЦ «ИНЖЭК» ВШЭМ УрФУ. Методология ИСКО (интегрированная система исследований, консультирования, обучения и преобразующих действий) представляет собой комплекс инструментов активного погружения обучающихся в проблемно-ориентированную среду для поиска идей, разработки и воплощения инновационных решений. Реализуется активный деятельностный подход, ускоряющий усвоение знаний, развивающий инициативность и ответственность; профессор становится организатором процесса обучения, консультантом, модератором.

Обучение не фокусируется вокруг того, что говорит профессор, а концентрируется на действиях студента, работающего над проектом.

Источник: Образование для успешной карьеры

Все новости

Новости образования

Здесь представлены наиболее актуальные новости бизнес – образования. Законы, события, мероприятия, новые направления и технологии в образовательном процессе. Интересные новые курсы, семинары, тренинги в России и Зарубежом.
Ближайшие курсы
Опрос
Курсы в каких областях для Вас наиболее актуальны ?
Все права защищены, "Akademkurs.ru", © 2008—2025.
При полном или частичном использовании материала
ссылка на сайт Akademkurs.ru обязательна.
Информационный портал.
Образование. Курсы, Семинары, Тренинги. Обучение.
Тел: +7 (926) 535-5061, +7 (495)507-1076